Советы психолога

Памятка родителям по профилактике суицида

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

14.10.2022

ПАМЯТКА для родителей

по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по ОТНОШЕНИК) к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса; - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы; прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости,

Избежать ТЕСНЛИЯ можно. но для этого необходимо помочь ребенку УСВОИ «Правило пяти «нельзя»:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом,
  • Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  • Нельзя садиться в ЧУЖУЮ машину,
  • Нельзя ПРИНИМАТЬ от незнакомых людей ПОДАРКИ (конфеты, мороженое, игрушки др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Постройте с ребенком ТЕПЛЫЕ, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, КОТОРЫМ дома не хватает любви, ласки га понимания.

2

Если случилась    беда,   обратитесь    за профессиональной консультацией специалиста (психологическоЙ, правовой, медицинской).

Во всех областях республики и в г. Минске создана н функционирует служба «Экстренной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ помощи» по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

Витебская область: г Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

Гродненская область: 801 52 39-83-31 (круглосуточно), 801 52 39-83-28 (круглосуточно)

Могилевская область: г. Могилев 8000 2 71-1 l-61 (круглосуточно)

г. Минск: для взрослых 8037 3524444 (круглосуточно), 801 7 3044370 (круглосуточно)

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-161 1 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

У1инская область: 8017 270-74-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший ПОВЫШЕНИЕ квалификации по сексологии.

свернуть

О чем рассказать ребенку, чтобы защитить его от сексуального насилия

О чем рассказать ребенку, чтобы защитить его от сексуального насилия

Рекомендации родителям для разговора с ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Правила интимных частей тела

(ЧАСТИ ТЕЛА, СПРЯТАННЫЕ ПОД КУПАЛЬНИКОМ, ПЛАВКАМИ, ТРУСИКАМИ)

Нельзя показывать свои интимные части тела другим, позволять к ним прикасаться. Нельзя смотреть на интимные части тела других, прикасаться к ним.

 

"НЕНОРМАЛЬНЫЕ" ПРИКОСНОВЕНИЯ.

 Прикосновения к интимным частям тела. "Нежелательные" поцелуи. Прикосновения, которые вызывают у ребенка дискомфорт и смущение. Прикосновения, которые взрослые просят сохранить в секрете.

 

СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ.

Взрослый может:

 убеждать, что не происходит ничего плохого; говорить, что научит чему-то полезному; предлагать или обещать что-то взамен; запугивать, угрожать.

 

"ПЛОХИЕ" СЕКРЕТЫ.

К "хорошим" секретам, например, относятся подготовка подарков к праздникам, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, когда взрослый просит что-то сохранить в секрете, надо обязательно рассказать об этом родителям.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РЕБЕНКУ?

 Говорить "нет", когда кто-то "ненормально" прикасается к нему, нарушает правила интимных частей тела. Рассказывать родителям, если кто-то "ненормально" прикасался к нему, нарушал правила интимных частей тела. Никогда не садиться в машину к незнакомым людям, не заходить с ними в подъезд, лифт (даже если они будут обращаться к ребенку по имени и говорить, что знают родителей и отвезут (отведут) к ним).

 

О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ,

О ЕМ РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ,

Уважаемые родители! Обратите внимание: разговаривать с ребенком нужно серьезно и спокойно, а не шутливо или таинственно.

Объясните ребенку:

что бы ни случилось, это не его вина, ему нечего стыдиться; что вы никогда не будете сердиться, узнав от ребенка о случившемся; что вы всегда поверите рассказу ребенка, даже если другой взрослый будет убеждать его в обратном.

ПОДГОТОВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ, РАЗРАБОТАННЫМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЮНИСЕФ, МАТЕРИАЛАМ, РАЗМЕЩЕННЫМ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ "ВЫХАВАННЕ І АДУКАЦЫЯ"

(ДЕКАБРЬ, 2018)

свернуть

КАК УЗНАТЬ, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Уважаемые родители!

Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия. В силу возраста он не всегда понимает, что с ним происходит и не может описать случившееся словами. Именно поэтому так важно знать признаки, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

 

В И Т Е Б С К , 2 0 2 1

КАК УЗНАТЬ, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

П О Н Я Т И Е И Ф О Р М Ы С Е К С У А Л Ь Н О Г О Н А С И Л И Я ;

П Р И З Н А К И С Е К С У А Л Ь Н О Г О Н А С И Л И Я ;

К А К В Е С Т И С Е Б Я , Е С Л И Р Е Б Е Н О К Р А С С К А З А Л О С Е К С У А Л Ь Н О М Н А С И Л И И ?

Какие формы сексуального насилия бывают?

сексуальные контакты с ребенком; демонстрация ребенку своих половых органов; демонстрация ребенку порнографических материалов; вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; "груминг" (формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации, сексуального насилия); ласки и прикосновения к половым органам ребенка; вовлечение ребенка в занятие проституцией.

 

Сексуальное насилие-

это вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ребенок может пострадать от сексуального насилия где угодно: на улице, в подъезде и даже в сети Интернет. Поэтому важно особое внимание уделить своевременному и соответствующему возрасту ребенка обучению правилам безопасного поведения.

Ребенок должен четко понимать, какое поведение по отношению к нему является ненормальным и знать, что может без страха вам о нем рассказать.

Будьте внимательны к своим детям. Особое внимание уделяйте резким, необъяснимым переменам в их поведении, состоянии, самочувствии. Внимательно изучите признаки, по которым вы можете понять, что ребенок попал в беду, даже если он сам об этом не говорит.

Физические признаки сексуального насилия:

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье; боль при ходьбе, сидении; жалобы на боль и зуд в области половых органов; синяки, ссадины в области половых органов, анального отверстия; гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах;

недержание мочи, кала; наличие инфекций передающихся половым путем; беременность.

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

не соответствующие возрасту знания о сексе; повышенный интерес к играм сексуальной направленности; имитация полового акта; сексуальные действия с другими детьми; соблазняющее поведение по отношению к сверстникам, взрослым; необычная сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

Изменения мотивации, личности ребенка:

неспособность защитить себя от насилия, издевательств; резкое изменение успеваемости (гораздо хуже или лучше); прогулы в школе, отказ учиться; принятие на себя родительских функций в семье; отрицание традиций семьи вплоть до ухода из дома.

 

Невротические и психосоматические симптомы:

боязнь оставаться наедине с конкретным человеком; жалобы на головную боль, боль в области желудка, сердца; боязнь раздеваться (например, отказ от участия в занятиях физкультурой, плаваньем, снимать белье во время медицинского осмотра).

 

Изменения в общении и эмоциональном состоянии:

замкнутость, уход в себя, отстраненность; депрессивность;

быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей своего возраста; отвращение, вина, чувство испорченности, стыд; отчуждение от братьев и сестер; жестокость по отношению к игрушкам; двойственные чувства к взрослым.

Изменения самосознания:

снижение самооценки; мысли о самоубийстве (чем младше ребенок, тем реже возникают такие мысли); попытки самоубийства.

Уважаемые родители, обращайте особое внимание на резкие и необъяснимые изменения в поведении и состоянии ребенка:

переход к детскому или слишком "взрослому" поведению; рассказы в третьем лице знаю одну девочку...); косвенные вопросы о необходимости проводить время с конкретным взрослым; равнодушие к своей внешности либо навязчивое мытье; появление новых вещей или большой суммы денег; резкие перемены в отношении к конкретному человеку (избегание или чрезмерное сближение); резкие перемены в отношении к определенному месту (отказ посещать конкретные места, занятия и др.);

расстройство сна.

Как вести себя, если ребенок рассказал о сексуальном насилии?

Поверьте ребенку. Он не будет лгать о пережитом. Помните, что насилие над детьми могут совершать хорошо знакомые ему люди и даже родственники. Сохраняйте спокойствие. Помните, ребенок может перестать говорить, чтобы защитить вас от переживаний. Успокойте и подбодрите. Объясните ребенку, что он ни в чем не виноват и поступил правильно, рассказав вам обо всем. Дайте ребенку выговориться и не давите, если ему трудно рассказывать. Говорите на одном языке. Не ругайте ребенка за "плохие" слова. Используйте ту лексику, которой пользуется он. Будьте честны. Расскажите о том, что будете делать дальше, не давайте неисполнимых обещаний ("никто не узнает", "никому не расскажу" и др.).

Информационный материал носит просветительский характер. Подготовлен на основании материалов, разработанных при поддержке ЮНИСЕФ, а также следующих источников:

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь (письмо

Министерства

образования

Республики

Беларусь

от 07.02.2018 05-01-07/1121/дс);

 

 

 

 

Методические

рекомендации

по

своевременному

выявлению и информированию специалистами учреждений образования, здравоохранения о фактах насилия в

отношении

 

несовершеннолетних,

согласованные

с

заместителем прокурора Витебской области, советником

юстиции,

Витебского 12.01.2016;

утвержденные

заместителем

председателя

 

областного

исполнительного

комитета

 

 

 

 

 

 

 

 

"Большая

 

книга

психологических

 

кризисов",

Г.В.Старшенбаум (2018 год); "Специфика защиты несовершеннолетних, пострадавших от преступлений сексуального характера, в том числе

связанных с торговлей людьми", А.Н.Цуприк, С.Н.Исаченко (2019 год).

свернуть

Ответственность за совершение домашнего насилия

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная.

Одной из мер индивидуальной профилактики правонарушений в отношении агрессора, т.е. лица, совершившего насильственные действия, кроме иных (профилактическая беседа, официальное предупреждение, профилактический учет), является вынесение защитного предписания (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 №122-З» - далее Закон).

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 10.1, 10.2, 19.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (от 6 января 2021 г. № 91-З Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.), совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

  • которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй статьи 26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;
  • в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй статьи 28 настоящего Закона.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 10.1, 10.2, 19.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (от 6 января 2021 г. № 91-З Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.), совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшим от насилия в семье жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитным предписанием гражданину, которому оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
  • посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
  • общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Какие бы оправдания вы ни находили, насилие является ПРЕСТУПЛЕНИЕМ

ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

  • убийство (ст. 139 УК);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
  • истязание (ст. 154 УК);
  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 10.1 КоАП от 6 января 2021 г. № 91-З Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.);

ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

  • изнасилование (ст. 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

ПРОТИВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

  • незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
  • угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
  • оскорбление (ст. 10.2 КоАП от 6 января 2021 г. № 91-З Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.);
  • мелкое хулиганство (ст. 19.1 КоАП от 6 января 2021 г. № 91-З Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.).
  • за которое в каждой стране, в том числе и Республике Беларусь, предусмотрено наказание в соответствии с законодательством.

 

свернуть

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЖЕРТВЫ В СЛУЧАЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ:

 

  1. Если вы находитесь с агрессором в одной квартире в ситуации совершения насилия:
  • убегайте из квартиры, вызывайте сотрудников милиции по номеру 102.
  • при угрозе физического насилия и попытке ограничения передвижения, запритесь в ванной с телефоном и попытайтесь вызвать милицию, позвоните знакомым и сообщите о ситуации, в которой вы находитесь, попросите прийти на помощь.
  • если доступ к телефону ограничен, громко кричите «Пожар!», «Горим!», стучите по батареям и т. п.
  • если все-таки удалось выскочить на лестничную клетку, то звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у вас будут свидетели происшествия в случае, если вы в дальнейшем обратитесь в милицию.

 

Если вы понимаете, что конфликт в семье усиливается – отправьте детей на прогулку или в гости к знакомым! Дети не должны становиться свидетелями насилия.

  1. Если вы живете без обидчика, но он продолжает вас преследовать:
  • продумайте систему безопасности: замените замки на дверях и окнах, установите решетки на окнах.
  • попросите кого-нибудь переехать в квартиру, чтобы не находиться одной.
  • проинструктируйте детей: как вызывать милицию, позвонить членам семьи, друзьям или другим лицам, которые могут оказать помощь в ситуации насилия.
  • поговорите об опасности с работниками школы и детского сада и дайте четкие указания о том, кто имеет право забирать детей, а кто нет, другие меры предосторожности.
  • продумайте, насколько безопасным будет ваш путь до работы и путь ваших детей до школы и обратно.
  • носите с собой свисток или другой предмет, который может создать шум и привлечь внимание прохожих в случае опасности.

При угрозе насилия:

- старайтесь не кричать, и не плакать.

- не отвечайте агрессией на агрессию.

- говорите с агрессором спокойно и четко

  1. Если опасаетесь подвергнуться насилию:
  • продумайте план действий в критические ситуации.
  • заранее договоритесь с соседями, чтобы они вызывали милицию в случае шума и криков из вашей квартиры.
  • сделайте дубликат ключей и приобретите новую sim- карту, при возможности мобильный телефон – спрячьте в доступном для вас месте, о котором не догадается агрессор.
  • если конфликта. Инцидента не удается избежать, постарайтесь выбрать такую комнату. Из которой в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
  • запишите номера телефонов организаций и специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия.

 

ЕСЛИ СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ, ПОКИДАЙТЕ ДОМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ!

Вы можете заранее собрать сумку со всем необходимым и спрятать ее дома или договориться с подругой/ родственниками, которые смогут оставить ее у себя.

Если планируйте уйти от агрессора, необходимо взять с собой:

  1. Документы: свидетельство о рождении (вас и ваших детей), паспорт (ваш и ваших детей), иные важные документы (свидетельство о браке/ разводе, соглашения о детях, документы на квартиру, дипломы о получении образования, документы на машину, рецепты получения лекарственных средств, пенсионные удостоверение, удостоверение по инвалидности и др.).
  2. Деньги или иные средства для существования: наличные деньги; банковские карты; драгоценности, которые можно продать и др.
  3. Ключи: от дома; автомобиля; почтового ящика или камеры хранения, где спрятаны необходимые вещи/ документы.
  4. Средства коммуникации: телефонные карты; мобильный телефон.
  5. Лекарственные средства.
  6. Личные вещи: одежда (для вас и ваших детей); средства личной гигиены (мыло, зубная щетка, паста).

 

свернуть

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Выписка из Закона Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З

Статья 14. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения

К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.

К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.

В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:

- совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;

- осуждены с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.

Основаниями для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях являются:

- решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части третьей настоящей статьи;

- приговор суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце третьем части третьей настоящей статьи.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Беларусь за совершенные ими преступления. Пребывание несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях может быть досрочно прекращено не позже чем за три месяца до окончания текущего учебного года.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

В срок содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях засчитываются:

- срок содержания под стражей и срок домашнего ареста несовершеннолетних;

- срок нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.

(часть шестая статьи 14 введена Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Беларусь.

Администрация специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с их уставами:

- обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории указанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях, круглосуточный контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;

- информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанные учреждения;

- направляет в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации о необходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

- проводит личный досмотр несовершеннолетних, досмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотр территории указанных учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется акт;

- осуществляет функции, указанные в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части второй статьи 13 настоящего Закона;

- осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством;

- подготавливает совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних заявления в суд по месту нахождения указанных учреждений по вопросам:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;

прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воспитательного характера;

продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения.

Примерные уставы специального учебно-воспитательного учреждения и специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством Республики Беларусь.

свернуть

Выписка из Уголовного кодекса РБ

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 361 2  настоящего Кодекса,- наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

                                                                       Статья 205. Кража

  1. Тайное похищение имущества (кража) - наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Кража, совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, - наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Кража, совершенная в крупном размере,- наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
  1. Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере,- наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет со штрафом.

Статья 206. Грабеж

  1. Открытое похищение имущества (грабеж) - наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище, - наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  1. Грабеж, совершенный в крупном размере,- наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.
  1. Грабеж, совершенный организованной группой либо в особо крупном размере,- наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом.

Статья 207. Разбой

  1. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом (разбой) - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.
  1. Разбой, совершенный с проникновением в жилище, либо повторно, либо группой лиц, либо с целью завладения имуществом в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом.

3.Разбой, совершенный организованной группой, либо с причинением тяжкого телесного повреждения, либо с целью завладения имуществом в особо крупном размере,- наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

Статья 209. Мошенничество

  1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) - наказываются общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, - наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Мошенничество, совершенное в крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
  1. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.

 

Статья 212. Хищение путем модификации компьютерной информации

  1. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. То же деяние, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, - наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  1. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, - наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

4.Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

Статья 214. Угон транспортного средства или маломерного судна

  1. Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) - наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
  1. То же действие, совершенное повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением насилия опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 218. Умышленные уничтожение  либо повреждение чужого имущества

  1. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в значительном размере, - наказываются общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
  1. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, совершенные общеопасным способом либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

 

Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  1. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путем разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

Примечания:

  1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 "Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления, производства и переработки наркотических средств или психотропных веществ" списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.
  2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.
  3. Под аналогами наркотических средств и психотропных веществ в статьях настоящего Кодекса понимаются химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь.
  4. Крупный размер наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов для цели настоящей статьи, а также статей 328 и 328-1 настоящего Кодекса устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
  1. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.
  1. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнего - наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.
  1. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа.
  1. Действия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

 

Статья 329. Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в целях их сбыта или изготовления, либо иного получения наркотических средств или психотропных веществ, - наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328, 331 и 332 настоящего Кодекса, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

 

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

  1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327 - 329 и 332 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.
  1. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), - наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.
  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство), - наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
свернуть

Выписка с Кодекса об административных правонарушениях

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения

1.Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2.Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания, - влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

 Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1.Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, - влечет наложение штрафа до десяти базовых величин.

2.Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища, - влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

 

Статья 11.1.  Мелкое хищение

 Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

 

Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества

 Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, - влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин. 

 

Статья 17.6.  Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

 1.Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, – влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2.Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо общественные работы с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

3.Изготовление некурительных  табачных  изделий,  предназначенных  для  сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

 

  Статья 19.1. Мелкое хулиганство 

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения 

1.Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

3.Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

4.Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,- влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

5.Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,- влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.  

 

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

 Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка,- влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин. 

 

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, - влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

свернуть

Возраст ответственности

Выписка

из Кодекса об административных правонарушения Республики Беларусь

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2)

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животными или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1);

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

 

Выписка из Уголовного кодекса Республики Беларусь

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

111) хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2-5 статья 328)

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

  1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть