Советы психолога для учителя

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка для педагогов

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ, ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩННОЕСТВЕОПАСНЫМ ЯВЛЕНИЕМ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОДНУ ИЗ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ФОРМ АНТИСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Сексуальное насилие

сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, ˮгруминг, осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

 

 Вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним

Извлечение материальной или иной выгоды посредством принуждения другого лица, в том числе путем злоупотребления его уязвимым положением, к оказанию услуг сексуального характера или к совершению иных действий сексуального характера, включая его использование для занятия проституцией, участия в зрелищных мероприятиях сексуального характера, изготовления порнографических материалов или предметов либо обращение и удержание в сексуальном рабстве.

 

 Сексуальная эксплуатация 

Извлечение материальной или иной выгоды посредством принуждения другого лица, в том числе путем злоупотребления его уязвимым положением, к оказанию услуг сексуального характера или к совершению иных действий сексуального характера, включая его использование для занятия проституцией, участия в зрелищных мероприятиях сексуального характера, изготовления порнографических материалов или предметов либо обращение и удержание в сексуальном рабстве.

 

В СЛУЧАЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, В ЕГО ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости; может быть отказ от еды (анорексия) или переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также признаками сексуального насилия над ребенком являются:
·порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
·гематомы (синяки) в области половых органов;
·кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
·гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота,
бедрах;
·боль в нижней части живота;
·повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
·болезни, передающиеся половым путем;
·беременность.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.

Изменения в выражении сексуальности ребенка:
·чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
·поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
·соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
·сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
·необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших
детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
·замкнутость, изоляция, уход в себя;
·депрессивность, грустное настроение;
·отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
·частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков,
начиная с дошкольного возраста);
·истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
·трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними,
отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними
друзьями;
·отчуждение от братьев и сестер;
·терроризирование младших и детей своего возраста;
·жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
·амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

 

ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ РЕБЕНКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

·неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству
над собой, смирение;
·резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
·прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
·принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
·отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

 

ИЗМЕНЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА:

·падение самооценки;
·мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

 

ПОЯВЛЕНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ
СИМПТОМОВ:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
·боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

 

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

На основании Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.201805-01-07/1121/дс)

Педагогический работник

при выявлении признаков насилия над ребенком или получении информации от третьих лиц незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информирует устной форме) об этом

педагогической и психологической службы учреждения образования.

незамедлительно сообщает по телефону в отдел  (управление) по образованию и ОВД;

не позднее следующего рабочего дня направляет  письменную информацию в управление (отдел) по образованию, ОВД;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия; незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Педагог - психолог

по поручению руководителя учреждения образования проводит консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи.

 

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взаимодействия по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних,
разработанным прокуратурой Витебской области в декабре 2018 года, при передаче
сведений в ОВД необходимо неукоснительно соблюдать строгую конфиденциальность и
своевременность, принимая меры по недопущению разглашения данных сведений в
учреждении, среди коллег, детского коллектива и т.д.

 

Ответственность за преступления против половой неприкосновенности

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
от 09.07.1999 № 275-З

Глава 20. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы:

Статья 166. Изнасилование.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Статья 169. Развратные действия.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.
Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией.
Статья 171. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией.

 

Глава 30. Преступления против общественного порядка и общественной  нравственности:

Статья 343. Изготовление и распространение
порнографических материалов или предметов
порнографического характера.
Статья 343-1. Изготовление и распространение
порнографических
порнографического
материалов или предметов
характера с изображением

несовершеннолетнего.

 

В соответствии со статьей 26 Уголовно- процессуального Кодекса Республики Беларусь от 16.07.1999 295-З уголовные дела данной категории являются делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

свернуть

Психологическая комфортность на уроке

Профилактика насилия в семье

 Конституция Республики Беларусь

Статья 25, ч.3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».

Статья 32, ч.5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образовании и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего. Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Виды насилия

Ярко выраженные признаки насилия

 

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.

- следы ударов, шрамы. Порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;

- переломы и ушибы;

- следы ожогов.

 

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

- сексуальные прикосновения без его согласия;

- принуждение человека раздеваться;

- принуждение вступать в сексуальный контакт.

 

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

- постоянный крик и угрозы;

- ругань с использованием неприличных слов;

- унижение;

- игнорирование человека, когда он о чем – то просит.

 

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

- заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;

- неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;

- пропажа денег на банковском счету или наличных.

 

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилое помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

 

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

  • распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
  • стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
  • убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
  • традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
  • географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

  • копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
  • недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
  • генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
  • желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
  • низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
  • алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
  • сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
  • отклонения в психическом здоровье;
  • низкий образовательный и культурный уровень;
  • неудовлетворенность семейной жизнью.

 

Насилие в семье – куда обращаться?

Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создана "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

 

свернуть