Родительский университет

«О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта

“Родительский университет”»

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями(родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями)–важная составляющаядеятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет»(далее – проект)– система занятий (тематических родительских собраний)и консультаций в рамках реализациив учреждениях общего среднего образованияпримерной программы Родительского университета (далее – Программа).

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграциимероприятий проектав сложившуюся систему работы с родителямив любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнююили последнююнеделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:

психологические и физиологические особенности развития;

адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;

формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;

особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;

развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет»,информационно-методические материалы для проведения занятий с родителямипо каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций:«Родительский университет», «Педагогам», «Родителям»).

При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.

Для методического обеспечения реализации проектав учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:

«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.);

«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);

«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).

PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):

«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;

«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;

«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составитьплан реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проектаза предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на учебный год:

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

 

Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.

При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.

Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом.В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др.При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованиемViber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующиерезультаты:

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации проекта:

организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;

обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;

обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;

активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;

привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;

обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГУО «ФАРИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОЛОЦКОГО РАЙОНА»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание Родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу Родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования. 

 

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, СТУПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ

И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

2.1. Целью создания Родительского университета является повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

2.2. Задачи Родительского университета:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

  • организация психолого-педагогического, правового, духовно-нравственного просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания;
  • консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
  • построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
  • трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
  • взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Ступени реализации родительского университета:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

2.5. Формы проведения занятий

  • традиционные (лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, оформление тематических стендов, анкетирование родителей, привлечение их к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

  1. УСЛОВИЯ, ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И УПРАВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ

3.1. Родительский университет создается на базе государственного учреждения образования «Фариновская средняя школа Полоцкого района» на основании приказа директора школы и настоящего Положения.

3.2. Координирует деятельность Родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования.

3.3. Реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся.

3.4. За реализацию мероприятий Родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель.

3.5. Занятия проводятся в рамках классных родительских собраний в соответствии с планом.

3.6. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности:  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

3.7. Родительский университет может реализовываться в традиционной и дистанционной форме;

3.8. На школьном интернет-сайте создается раздел «Родительский университет», педагог-психолог назначается ответственным за размещение тематической информации в разделе «Родительский университет». 

3.9. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.10. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.11. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.12. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

  1. ДОКУМЕНТАЦИЯ

5.1. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с:

  • Приказом руководителя учреждения образования об организации работы родительского университета;
  • Положением о родительском университете;
  • Планом работы на учебный год (полугодие);
    • В деятельности родительского университета образуются методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
свернуть

План работы «Родительского университета» на 2023/2024 учебный год 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

 

Основные задачи Родительского университета:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

 

 

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования.

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма мероприятия

Ответственные

 

1-й класс

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в

1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

 

19.10.2023

 

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

21.12.2023

беседа

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

19.03.2024

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

23.05.2024

семинар-практикум

Педагог-психолог Шаппо А.В. 

Классный руководитель

 

2-й класс

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

 

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

 

18.10.2023

26.10.2023

 

беседа

 

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

 

Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

20.12.2023

21.12.2023

Круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

 

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

20.03.2024

21.03.2024

лекция

Педагог-психодг Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

22.05.2024

23.05.2024

дискуссия

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

 

3-й класс

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

 

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

 

21.10.2023

 

беседа

Педагог-психологе Шаппо А.В.

Классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. 

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

22.12.2023

 

лекция

 

Педагог-психолог Шаппо А.В.

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

 

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

15.03.2024

практикум

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель.

 

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

 

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

15.05.2024

семинар-практикум

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

 

 

4-й класс

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

25.10.2023

26.10.2023

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

 Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

13.12.2023

21.12.2023

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

4.3

Тема 3.Ребенок и компьютер.

 

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

20.03.2024

21.03.2024

семинар

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Библиотекарь Мелешко И.Г.

4.4

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

 

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

23.05.2024

24.05.2024

дискуссия

Педагог-психолог Шаппо А.В.

             

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования.

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма мероприятия

Ответственные

 

5-й класс

5.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе

 

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

 

20.10.2023

беседа

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

.

5.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

 

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

15.12.2023

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный

Ходорко Н.В.

5.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

 

22.03.2024

обмен мнениями

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

.

5.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

 

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

24.05.2024

Круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

 

6-й класс

6.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

 

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

 

14.09.2023

 

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

6.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

 

09.12.2023

семинар-практикум

Педагог социальный Ходорко Н.В.

6.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

 

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

26.02.2024

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

6.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

 

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

25.05.2024

семинар

Педагог социальный Ходорко Н.В.

Классный руководитель

 

7-й класс

7.1

Тема 1. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

14.09.2023

 

беседа

 

Педагог социальный Ходорко Н.В.

7.2

Тема 2. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

 

23.12.2023

обмен мнениями

Педагог-психолог Шаппо А.В.

7.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила  медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

15.03.2024

круглый стол

Педагог-психолог

Шаппо А.В.

Педагог социальный

Ходорко Н.В

7.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

20.05.2024

беседа

Педагог социальный Ходорко Н.В.

 

8-й класс

8.1

Тема 1. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

19.10.2023

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

.

8.2

Тема 2. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

15.12.2023

беседа

Педагог-психолог Шаппо А.В.

8.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

11.03.2024

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

.

8.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Обучение законных представителей методам ненасильственной педагогиги.

17.05.2024

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель.

 

9-й класс

9.1

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

14.09.2023

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

 

9.2

Тема 2. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

15.12.2023

обмен мнениями

Педагог-психолог Шаппо А.В.

 

9.3

Тема 3. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

14.03.2024

семинар

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

9.4

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

10.05.2024

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

           

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма мероприятия

Ответственные

 

10-й класс

10.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

 

19.10.2023

 

лекция

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

.

10.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

 

25.12.2023

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

10.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

 

26.02.2024

беседа

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

10.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

20.05.2024

семинар

Педагог-психолог Шаппо А.В

Классный руководитель

 

11-й класс

11.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

 

19.10.2023

семинар-практикум

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

11.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

 

14.12.2023

беседа

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Педагог социальный Ходорко Н.В.

11.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

15.03.2024

круглый стол

Педагог-психолог Шаппо А.В.

11.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

10.05.2024

семинар-практикум.

Педагог-психолог Шаппо А.В.

Классный руководитель

           

 

Формы проведения занятий: дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, создание рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

свернуть

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия»

02.04.2024

С 08 по 17 апреля 2024г. органами внутренних дел проводится основной этап Республиканской профилактической акции «Дом без насилия», направленный на профилактику преступлений и правонарушений против жизни и здоровья граждан, совершаемых в сфере домашнего насилия.

Домашнее насилие 

свернуть

Профилактическая акция «Дом без насилия»

24.03.2023

С 3 по 7 апреля 2023 года в Республике Беларусь проводится профилактическая акция «Дом без насилия»

Цель акции — вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Акция направлена на решение проблем насилия в семье и принятие дополнительных мер воздействия в отношении лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

В рамках акции правоохранители проведут индивидуальную профилактическую работу с правонарушителями и примут превентивные меры по отношению к гражданам, совершающим насилие в семье. Будет обеспечено разъяснение положений нового законодательства о профилактике домашнего насилия, оказана квалифицированная помощь пострадавшим. По статистике более 40% фактов домашнего насилия совершены неработающими, как правило, злоупотребляющими спиртными напитками гражданами, на счету которых не одно правонарушение. В некоторых случаях жертвами становятся дети.

Для лиц, допускающих насилие в семье, законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность:

 – ст.10.1 КоАП РБ (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия):

 – ст.10.2 КоАП РБ (оскорбление).

Уголовная ответственность:

 – ст.153 УК РБ (умышленное причинение легкого телесного повреждения);

 – ст.154 УК РБ (истязание);

 – 186 УК РБ (угроза убийством, причинение тяжких телесных повреждений);

 – ст.139 УК РБ (убийство);

 – ст. 147 УК РБ (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения);

 – ст.149 УК РБ (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения).

К лицам, допускающим насилие в семье, применяются также меры индивидуальной профилактики согласно Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в виде профилактической беседы, официального предупреждения, решения об осуществлении профилактического учета, защитного предписания.

 

«Кризисная комната» на базе ГУ «ТЦСОН Полоцкого района» предоставляется гражданам старше 18 лет, ставшим жертвами насилия в семье. За оказанием помощи обращаться в отделение социальной адаптации и реабилитации по адресу: г. Полоцк, ул. Ф.Скорины, д. 12, каб. 24,25 в рабочие дни с 8.00 до 17.00, тел. 8 (0214) 461158 либо по телефону доверия 8 (0214) 46 17 95.

Также, в рабочие дни с 17.00 до 8.00, в выходные дни круглосуточно за оказанием помощи обращаться в Полоцкий РОВД, тел. 8 (0214) 46 32 02

 

Осознать проблему — значит сделать первый шаг к ее решению.

свернуть

"Ваш ребёнок вырос"

28.01.2023

28.01.2023,в рамках шестого школьного дня прошло занятие "Родительского университета ". Обмен мнениями по теме "Ваш ребёнок вырос". На занятии были затронуты актуальные темы. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

 

 

 

 

свернуть

Советы психолога

Занятия

21.10.2023 в рамках реализации проекта «Родительский университет» на родительском собрании в 11 классе классным руководителем был проведен семинар-практикум на тему: «Как  помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении».

 

26.10.2023 в рамках проведения родительского собрания во 2 «б» педагогом-психологом была проведена беседа на тему: «Как родители могут помочь ребенку учиться», беседа была проведена в рамках реализации проекта «Родительский университет».

 

 

 

 

Первое занятие в рамках программы «Родительских университет» на тему: «Факторы риска для здоровья современной молодежи»

 

 

 

 

Второе занятие в рамках программы «Родительский университет» на тему: «Портрет современного подростка»

 

 

 

 

свернуть