Методические указания по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся
УТВЕРЖДАЮ
заместитель Министра образования
Республики Беларусь
А.В. Кадлубай
«15» сентября 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184, и устанавливают единые требования к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся.
- Для целей настоящих Методических указаний применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины и их определения:
контроль – процедура проверки соответствия результатов учебной деятельности каждого учащегося требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам;
оценка – процесс, деятельность (действия) по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам;
отметка – результат процесса оценивания учебных достижений учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах или в словесных формулах («зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)»);
учебные достижения учащегося в учебной деятельности – наличие и функциональность знаний и умений, их глубина и прочность; наличие опыта деятельности, опыта социальных отношений, готовность и мотивация к применению их при решении учебных, жизненно важных проблем; стремление к развитию творческих способностей, продолжению получения образования на следующей ступени общего среднего образования, на более высоком уровне образования.
- Основная цель и задачи контроля как дидактического средства управления обучением и воспитанием учащихся при реализации образовательных программ общего среднего образования заключаются в обеспечении эффективности образовательного процесса в соответствии с целями и ожидаемыми результатами начального образования, базового образования, среднего образования, установленными образовательными стандартами общего среднего образования.
- Основными функциями контроля являются:
диагностическая, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала, пробелов, трудностей в изучении отдельных тем учебных предметов и их причин;
образовательная, направленная на систематизацию знаний, умений, навыков, приобретение опыта деятельности, формирование компетенций, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная, направленная на формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты учебной деятельности, мотива и потребности в продолжении образования на более высоком уровне;
развивающая, направленная на формирование самостоятельности, критичности мышления, развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся;
контролирующая, направленная на выявление, измерение и оценивание результатов учебной деятельности учащихся в процессе контроля и аттестации учащихся;
прогностическая, направленная на определение путей повышения эффективности образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся;
управленческая, направленная на корректировку учебной деятельности учащихся, образовательного процесса.
- Объектом контроля и оценки являются учебные достижения учащихся, определенные в требованиях образовательных стандартов общего среднего образования к метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основных требованиях к результатам учебной деятельности, предъявленных в учебной программе по учебному предмету.
При оценке учебных достижений основную значимость имеет не только освоение системы знаний и умение воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, но и способность применять эти знания при выполнении учебно-познавательных, учебно-практических и приближенных к реальным условиям заданий.
- Для проведения текущей аттестации учащихся установлены следующие виды контроля: поурочный и тематический.
- Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися отдельных элементов учебного материала, носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оцениваются результаты учебной деятельности учащихся с учетом проявления интереса к учебной деятельности, стремления к достижению поставленной цели.
Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется учителем в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения и воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам учебного материала (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Тематический контроль осуществляется посредством контрольных работ, а также тематических самостоятельных работ, количество и виды которых, в отличие от контрольных работ, не регламентированы.
Содержание, объем, количество и сроки проведения тематических самостоятельных работ определяются учителем в соответствии с особенностями освоения учащимися содержания учебного предмета. Тематическая самостоятельная работа, как правило, занимает не более 20–25 минут учебного занятия.
- Поурочный контроль, тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Выбор учителем формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы, планируемых (ожидаемых) образовательных результатов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Для осуществления контроля используются методы и средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию об эффективности образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся индивидуальный, групповой и фронтальный устный опрос; собеседование; письменная работа с использованием вопросов, заданий (в том числе тестовых заданий); диктант; изложение; сочинение; эссе; наблюдение; фронтальная лабораторная работа; практическая работа; лабораторный опыт; экспериментальное исследование; зачет; реферат; индивидуальный или групповой проект; другие методы и средства.
- Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам согласно приложениям 1–25 к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184.